Яндекс.Метрика

 

Член Попечительского Совета Фонда "Правопорядок-Щит"

Шатин Андрей Юрьевич

Доктор экономических наук, профессор

Ректор Челябинского государственного университета, доктор экономических наук, профессор; член Общественной палаты Челябинской области, председатель комиссии по делам молодежи, физической культуре и спорту Челябинской области; родился 27 октября 1960 г.; с 1984 г. - младший научный сотрудник кафедры политэкономии ЧелГУ; в 1984-1986 гг. - служба в рядах Советской Армии; в 1986-1988 гг. - преподаватель кафедры политэкономии ЧелГУ; в 1991-1993 гг. - старший преподаватель кафедры учета и финансов ЧелГУ; в 1993-1998 гг. - проректор по экономике и финансам ЧелГУ; в 1998-2004 гг. - первый проректор ЧелГУ; с 2004 г. - ректор ЧелГУ; Заслуженный работник высшего профессионального образования РФ.



Механизмы формирования источников финансовых ресурсов для становления и расширенного воспроизводства инновационной экономики казачества и образа жизни казачьих обществ.


Российское казачество, по многочисленным оценкам, представляет собой сообщество россиян с огромным потенциалом экономического, духовного и нравственного развития нашего общества. Инновационная казачья экономика, уклад и образ жизни казачества могут стать моделью и локомотивом развития всего народного хозяйства России.

Стратегия развития российского казачества до 2020 года, утвержденная Президентом России В.В. Путинным, предусматривает постепенный выход войсковых казачьих обществ на самофинансирование, в том числе за счет сельскохозяйственной деятельности.

Вопросы экономического развития казачьих обществ глубоко и всесторонне исследованы в работах А.Д. Беглова1, в которых также сформулированы проблемы и задачи, требующие решения на государственном уровне.

Одной из серьезных проблем является нерешенность вопроса об источниках финансирования крупных комплексных инвестиционных проектов российского казачества в сфере АПК и наделение казачества сельскохозяйственными угодьями.

Государственной программой развития АПК до 2020 года предусмотрено достижение уровня рентабельности всей сельскохозяйственной деятельности в размере 10-15% (с учетом субсидий) к 2020 году. В то же время, обеспечение расширенного воспроизводства предполагает уровень рентабельности минимум 25-35%. В программе отражены и общеизвестные проблемы развития АПК, связанные с технико-технологическим отставанием, закредитованностью сельхозпроизводителей, недоступностью рынков сбыта, социальной неразвитостью территорий, ухудшением демографической ситуации и другими.

Решение этих проблем возможно только в случае реализации крупных комплексных инновационных инвестиционных проектов в АПК и в социальной сфере сельского хозяйства.

Модель нахождения источников финансирования таких проектов и расширенного воспроизводства трудовых ресурсов АПК может быть сформирована в рамках партнерства государства и российского казачества2.

Предоставление широких инвестиционных возможностей казачьим обществам возможно в обмен на серьезные социальные и инновационные обязательства казачества, которые помогут государству преодолевать трудноразрешимые проблемы в сфере народосбережения, духовно-нравственного развития и, связанные с этим, вопросы национальной безопасности.

Форма партнерства государства и казачества может быть современным вариантом известных в истории России беспрецедентных казачьих повинностей в обмен на беспрецедентные льготы.

В правовом поле существуют возможности реализации крупных комплексных инновационных инвестиционных проектов в сфере казачьей экономики и казачьего образа жизни.

Одной из форм решения всего комплекса инвестиционных проблем казачьей экономики может стать создание государственной компании (или госкорпорации)«Российское казачество», в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях», от 17.07.2009 года № 145 и формирование социально-экономического и организационного механизма взаимодействия этой государственной компании (ГК) с российским казачеством, войсковыми казачьими обществами, государственными и муниципальными органами.

Целью деятельности государственной компании «Российское казачество» может быть создание социально-экономических условий для формирования современной вертикально и горизонтально интегрированной инновационной казачьей экономики, решение демографических проблем на селе и в малонаселенных регионах России (Сибирь, Дальний Восток), решение проблем качества трудовых ресурсов АПК и духовно-нравственного потенциала молодого поколения россиян, а в целом – создание российской национальной модели АПК инновационного типа.

Ключевым инструментом решения проблемы изыскания источников финансирования крупных комплексных проектов в казачьей экономике и в её социальном секторе может быть передача государственной компании «Российское казачество» государственного имущества в доверительное управление и имущественных взносов государства в её собственность.

В составе имущества, передаваемого в доверительное управление и в собственность ГК «Российское казачество» могут включаться земли различного назначения, находящиеся в государственной собственности, в том числе сельскохозяйственные угодья; лесные участки; государственное недвижимое имущество, движимое имущество (в том числе, за рубежом).

Наличие у ГК «Российское казачество» крупных объемов имущества в собственности и в доверительном управлении решает проблему залогового гарантийного фонда для кредитования крупных инновационных стартапов и комплексных инвестиционных проектов казачьей экономики. Кроме функций залогового фонда, предпринимательская деятельность ГК «Российское казачество» может быть направлена на формирование денежных ресурсов прямых инвестиций в казачью экономику; на выкуп у муниципалитетов и у других собственников земельных участков для их последующей передачи войсковым казачьим обществам. Механизмы и условия такой передачи могут быть предусмотрены Федеральным законом о создании государственной компании. Кроме этого, средства от предпринимательской деятельности ГК «Российское казачество» могут быть направлены на инвестиции в создание казачьих розничных торговых сетей или на выкуп акций действующих ритейлеров.

Принципиально важным моментом такой деятельности ГК «Российское казачество» совместно с войсковыми казачьими обществами является некоммерческий характер казачьих организаций, т.е. в данном случае задачами их совместной деятельности и целью реализации инвестиционных проектов является не столько извлечение прибыли, как в хозяйственных обществах, сколько реализация целей и задач, отраженных как в Уставах ВКО, так и обязанностей, устанавливаемых государством для казаков. Характер таких взаимоотношений государства и казаков может быть закреплен в социально-экономических контрактах между государственной компанией «Российское казачество» и войсковыми казачьими обществами.

В общих чертах, социально-экономическая модель деятельности ГК «Российское казачество», государственных структур и казачьих обществ может выглядеть следующим образом.

При создании, на основании Федерального закона, ГК «Российское казачество» наделяется государством собственным имуществом и имуществом в доверительном управлении в размерах порядка сотен миллиардов рублей и более. Такие объемы связаны с тем, что устойчивым в современных условиях может быть только крупное сельскохозяйственное производство, т.е. объемы устойчивых инвестиционных проектов в АПК исчисляются миллиардами рублей.

Функции наблюдательного Совета ГК «Российское казачество» может выполнять Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, а в Совет директоров могут включаться представители экономических Советов войсковых казачьих обществ.

ГК «Российское казачество» создает свои филиалы в местах дислокации войсковых штабов реестровых ВКО. В состав наблюдательного Совета филиала ГК «Российское казачество» может входить инвестиционный уполномоченный Федерального округа.

Комплексные инновационные социально-экономические проекты ГК «Российское казачество» и ВКО реализуются на уровне отдельских казачьих обществ, на базе станичных КО. При этом для осуществления проектов ГК «Российское казачество» может предоставлять ВКО крупные земельные и лесные участки, находящиеся в ее собственности и в доверительном управлении, на основании договора об инвестиционном товариществе. Реализация инвестиционных проектов может осуществляться ГК «Российское казачество» в рамках ее предпринимательской деятельности совместно с ВКО, на основании Федерального закона от 28.11.2011 года № 335 ФЗ «Об инвестиционном товариществе», либо государственная компания может выступать в качестве прямого инвестора, с последующей передачей имущественных комплексов в управление ВКО.

Финансовые ресурсы на осуществление социально-экономических проектов казачьей экономики могут привлекаться в следующих вариантах:

  1. В форме гарантий по кредитам и лизингу войсковым казачьим обществам со стороны ГК «Российское казачество», по утвержденным наблюдательным Советом бизнес-планам, под залог собственного имущества ГК и имущества, находящегося в её доверительном управлении.
  2. Использование собственных денежных ресурсов ГК «Российское казачество», полученных от предпринимательской деятельности (или заемных средств) и осуществление ею совместной инвестиционной деятельности с ВКО в качестве управляющего товарища или прямого инвестора.
  3. Реализация совместных международных инвестиционных проектов с привлечением возможностей зарубежной диаспоры казачества, под гарантии предоставления соотечественникам земельных угодий или залога зарубежного имущества ГК «Российское казачество».
  4. Формирование казачьими коопхозами и другими казачьими сельскохозяйственными товаропроизводителями отдельских казачьих сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, с вхождением в эти кредитные кооперативы, в качестве ассоциированного члена, филиала ГК «Российское казачество». В этом случае кредитному кооперативу со стороны ГК «Российское казачество» предоставляется беспроцентный заем из средств, полученных от собственный предпринимательской деятельности государственной компании, на цели реализации стартапов, в рамках комплексных инвестиционных проектов на базе ВКО.
  5. Выпуск ВКО векселей, авалированных ГК «Российское казачество», и их размещение среди казаков, в том числе казаков-соотечественников.
  6. Учреждение ГК «Российское казачество» совместно с войсковыми казачьими обществами, казачьего негосударственного пенсионного фонда, казачьей управляющей компанией и казачьего инвестиционного банка для использования ресурсов пенсионных резервов, а также казачьих паевых инвестиционных фондов в целях частичного софинансирования казачьих комплексных инвестиционных проектов.
  7. Заключение фьючерсных контрактов со стратегическими потребителями (в том числе государственными) на поставку продуктов глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, получаемой в результате реализации инвестиционных проектов.
  8. Приобретение ГК «Российское казачество» за счет собственных средств комплектных заводов по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции, действующих бизнесов в АПК и их передача ВКО в пользование, или в лизинг, или для выкупа в рассрочку за счет доходов от реализации продукции этих заводов.
  9. Средства, выделяемые государством на развитие технологических платформ.

Таким образом, деятельность ГК «Российское казачество» для достижения ее целей может заключаться в следующем:

  • предоставление залогового имущества в крупных размерах для реализации масштабных инвестиционных социально-экономических проектов ВКО, выкупа действующих предприятий в АПК, в том числе у иностранных владельцев;
  • предпринимательская деятельность для формирования денежных ресурсов в целях реализации инвестиционных проектов совместно с ВКО и выкупа земель, производств и розничных сетей (например, сдача в аренду имущества, находящегося в доверительном управлении, размещение временно свободных средств);
  • регулирование розничных цен продукции казачьей экономики, в том числе продуктов питания для населения в казачьих розничных сетях и казачьих интернет магазинах;
  • участие в качестве ассоциированного члена в казачьих сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах;
  • выкуп земельных участков у муниципалитетов и у других собственников и передача их ВКО;
  • приобретение розничных сетей и акций ритейлеров;
  • содействие организации экспорта продукции казачьей экономики;
  • обеспечение формирования спроса на продукцию глубокой переработки сельскохозяйственной продукции казачьей экономики со стороны стратегических государственных потребителей, в том числе, таких как: «Росрезерв», ОАО «РЖД», «Ростех», «Росатом», ОАО «Газпром», «Роснефть», ОАК, ОСК, «АЛРОСА», «Спецстрой России» и др.;
  • взаимодействие с Агентством стратегических инициатив в целях продвижения проектов и инициатив казачества и войсковых казачьих обществ;
  • взаимодействие с Фондом содействия развитию жилищного строительства по созданию станичной инфраструктуры и строительству в станицах и хуторах домов для многодетных и замещающих семей по социальному контракту;
  • формирование, за счет собственных средств, фондов НИОКР и венчурных фондов для внедрения передовых российских технологий в казачью экономику;
  • создание фондов подготовки инновационных предпринимательских казачьих кадров и профессиональных управленческих команд ВКО для реализации комплексных инновационных социально-экономических проектов;
  • формирование совместно с Московским государственным университетом технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первым казачьим университетом) и на его базе НАЦИОНАЛЬНОГО УЧЕБНО - ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦЕНТРА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ;
  • формирование государственного задания и целевого набора в МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) на подготовку специалистов гибридного типа форсайтных профессий, обладающих уникальным сочетанием личностных качеств на основе Кодекса казачьей чести, кросс - отраслевыми и метапредметными компетенциями.
  • иная деятельность.


Какие же государственные задачи должно решать казачество в обмен на предоставление материально-технической базы казачьей экономики?

Этими задачами могут быть:

  • обеспечение продовольственной безопасности России;
  • формирование социально обоснованных розничных цен на продукты питания собственного производства и полученных от немонопольных контрагентов через собственные розничные сети, казачьи интернет магазины, в том числе в рамках программ импортозамещения (а так же цен, согласованных с органами государственного управления);
  • обязательства внедрения, применения, и совершенствования инновационных научно-технических разработок российских ученых, в том числе, в рамках программы «БИО-2020»;
  • заселение депрессивных и малонаселенных регионов, в том числе, Сибири и Дальнего Востока;
  • реализация функции (по определению Н.Н. Константинова) передового, пассионарного, интеллектуального, духовно-нравственного, патриотичного отряда Российского народа;
  • несение государственной и иной службы в соответствии с законом;
  • комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации казачьими призывниками, в том числе частей, полностью сформированных из молодых казаков;
  • формирование из своей среды интеллектуальной, духовно-нравственной инженерной и управленческой элиты Российского общества.

Для реализации этих задач в рамках социально-экономического контракта между Государственной компанией «Российское казачество» и войсковыми казачьим обществами, в лице станичных и юртовых КО, казаки могут брать на себя следующие обязательства (за счет доходов, получаемых от предприятий казачьей экономики):

  • реализация инновационных разработок российских ученых, по утверждаемому государством перечню;
  • минимизация розничных цен на продукты питания для населения и контрактных цен на сырье для организации социального питания в сфере образования и здравоохранения;
  • строительство станичных храмов;
  • направление наиболее мудрых и опытных казаков в священство;
  • организация в станицах детских садов гармоничного развития;
  • организация станичных начальных школ развивающего типа;
  • организация юртовых и станичных кадетских классов и корпусов физико-математического и химико-биологического профиля; приглашение на работу в эти школы лучших педагогов-новаторов и ученых базовых ВУЗов;
  • создание базовых кафедр МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ) и других координаторов Российских технологических платформ на предприятиях казачьей экономики;
  • формирование заказа на подготовку и переподготовку специалистов в МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ) и на базе его сетевых партнеров, а также в других казачьих образовательных организациях;
  • формирование станичных библиотек;
  • формирование, совместно с муниципалитетами, станичных или юртовых музыкальных школ, шахматных школ, школ интеллектуальных игр, спортивных школ;
  • обеспечение скоростного доступа в интернет станичной корпоративной сети с использованием технологий фильтрации вредных сайтов и использование интернета исключительно в информационно-развивающих целях;
  • формирование станичных детских домов семейного типа (замещающих и приемных семей);
  • на основании долгосрочных социальных контрактов (на 20-25 лет), принятие обязательств казачьими семьями о создании демографически-полнокомплектных многодетных и (по определению А.А. Тараданова) «ладных» семей, имеющих не менее 4-5 детей (своих или приемных), их воспитание в любви и радости, образование казачат в качестве полноценных граждан – духовно-нравственной и интеллектуальной элиты российского общества;
  • приглашение в станицу на жительство и содержание лучших учителей – пенсионеров для работы в станичных детских домах семейного типа;
  • организация безвозмездной добровольческой работы молодыми казаками и казачатами в своем регионе;
  • содержание, уход и воспитание племенных лошадей на давальческом поголовье, по поручению ОАО «Российские ипподромы» в целях развития конной культуры казачества;
  • создание станичных центров иппотерапии на основе безболевых, «натуральных», «мягких» способов воспитания лошадей, негодных для скачек, бегов, стипль-чеза, конного поло;
  • другие обязательства.

Для обеспечения таких условий воспроизводства образа жизни казаков и их социально-экономических обязательств необходимо крупное и особо крупное высокорентабельное диверсифицированное устойчивое производство кластерного типа, основанное на современных технологиях.

Оператором комплексных инвестиционных проектов могут быть казачьи концерны, учрежденные ГК «Российское казачество» и войсковыми казачьим обществами, осуществляющие вертикальную и горизонтальную интеграцию инвестиционных проектов.

Комплексный региональный социально-экономический инвестиционный проект может состоять из крупных интегрированных инвестиционных проектов в рамках ВКО, которые реализуют отдельские и станичные КО. Этот проект обладает чертами агропоселений А.И. Нотина и «биоэкополиса», предложенного Р.Г. Василовым.

В целях обеспечения устойчивого расширенного воспроизводства такими интегрированными проектами могут быть:

  1. Топливно-энергетический проект.

В зависимости от географических условий, он может быть реализован как приоритетный инвестиционный проект освоения лесов (в соответствии с «Лесным кодексом»), в том числе по глубокой переработке лесных ресурсов; культивирование энергетических культур; использование возобновляемых источников энергии.

Станицы, специализирующиеся, в том числе, на этом проекте, организуют выращивание «энергетических лесов» на основе быстрорастущих растений и деревьев (или использования естественных лесных ресурсов) для производства пеллет как основы тепло- и электроэнергетики казачьих проектов. Произведенные пеллеты используются хуторскими и станичными мини-ТЭС для энерго- и теплоснабжения производственной и социальной инфраструктуры. Возможна также реализация проектов «тепловых насосов», использования солнечной и ветровой энергии, в зависимости от географических условий.

Станицы, обеспечивающие концерн топливом, специализируются на выращивании масличных и сахаристых культур и производят на этой основе биодизель, синтезгаз, а в перспективе – водород боифотокаталитическими методами, на основе отечественных разработок.

В регионах, обеспеченных лесными ресурсами, целесообразно строительство юртовых, отдельских предприятий по глубокой переработке древесины.

Таким образом, топливно-энергетический комплекс ВКО позволяет существенно снизить расходы на топливо и энергию в казачьей экономике, а также получать продукцию с высокой добавленной стоимостью.

  1. Проект растениеводства предполагает производство традиционных и нетрадиционных культур (таких как: топинамбур, конопля, тритикале, люпин, рыжик, сафлор, амарант, сорго сахарное, бамбук, лекарственные растения и грибы и т.д.), а так же создание войсковых предприятий по глубокой переработке и производству функциональных продуктов питания, холодильных центров и т.д.. В рамках этого проекта целесообразно изначальное применение эффективных, интеллектоемких способов обработки земли, таких как технология прямого посева (нулевой обработки почвы).
  2. Особое место в казачьей экономике может занимать культивирование микроводорослей и водных растений, таких как: спирулина, хлорелла, носток, ряска и другие. Собственный ТЭК позволяет снизить себестоимость обеспечения температурных режимов в течении всего года. Данное направление может обеспечить гарантированное снабжение казачьих хозяйств высококачественными удобрениями, кормами и сырьем для получения продуктов с высокой добавленной стоимостью.
  3. Существенным фактором внедрения высоких технологий может стать наличие юртовых лабораторий микроклонального размножения растений, как для внутренних потребностей, так и в качестве товарной продукции.
  4. При наличии водных ресурсов целесообразна организация культивирования гидробионтов.
  5. Комплексы птицеводства и животноводства, с учетом наличия серьезных инвестиционных ресурсов, могут быть изначально сформированы на энергосберегающем и высоком технологическом уровне, а в некоторых случаях и в альтернативных вариантах (разведение овцебыков, яков, страусов, улиток и т.д.).
  6. Тепличное хозяйство, находящееся на собственном энергообеспечении, и современные технологии хранения позволят казачьим обществам формировать конкурентоспособные цены.
  7. Юртовые транспортные предприятия, укомплектованные рефрижераторами, могут обеспечить доставку продукции потребителям как внутри региона и страны, так и за рубеж.
  8. Отдельский строительный комплекс может использовать современные ресурсосберегающие строительные технологии, в том числе с использованием собственного исходного сырья, что позволит существенно снизить стоимость строительства производственной и социальной инфраструктуры.
  9. Сформированные Государственной компанией «Российское казачество» розничные торговые сети, интернет магазины, предприятия социального питания в образовании и здравоохранении позволят преодолеть монополизм ритейлеров, обеспечить быстрый сбыт продукции и экономию оборотных средств.
  10. Целесообразно формирование отдельских микробиологических лабораторий, а также предприятий по производству биогербицидов, биопестицидов, вермикультуры для переработки отходов, обеспечения экологичности производства и восстановления естественного плодородия почв.

Таким образом, организация казачьей экономики в определенной степени «автаркическом» варианте позволяет сформировать устойчивую модель хозяйства, не подверженного внутренним и внешним рискам.

Социально-экономические контракты ГК «Российское казачество» с казачьими обществами могут сформировать модель управления розничными ценами и модель нерыночных рычагов управления негосударственным бизнесом в сфере АПК.

Управление концерном и казачьими предприятиями должно осуществляться профессиональной командой, в основу работы которой заложена христианская этика и нравственность. Целесообразно обучение казачьих менеджеров по Президентской программе подготовки управленческих кадров, по предпринимательскому командообразованию в АНО «Институт корпоративного развития» изучение ими основ православия в учебных заведениях Московской Патриархии. Так же, как и в казачьих войсках, необходимо присутствие в команде духовника, окормляющего своих подопечных и наставляющего их в умном делании.

Кадры для казачьих хозяйств, в том числе предпринимательских, входящих в концерн, целесообразно готовить на базе МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета) и в других казачьих образовательных учреждениях, из выпускников казачьих кадетских корпусов, казачьих классов, казачьих колледжей СПО, в том числе в рамках сетевого взаимодействия предприятий, ВУЗов и учреждений РАН, РАСХН и отраслевых НИИ.

На этапе становления системы казачьей экономики очень важна управленческая поддержка таких организаций, как «Союз православных предпринимателей», Российский клуб православных меценатов и других православных и близких им по духу профессиональных объединений.

Масштабная деятельность ГК «Российское казачество» может внести существенный вклад в улучшение макроэкономических показателей, а так же проявление мультипликационно-акселерационного инвестиционного эффекта, улучшение внешнеторговых, демографических и других макроэкономических показателей.

Таким образом, взаимодействие ГК «Российское казачество» и ВКО может стать государственно-частной формой обеспечения продовольственной (и социальной!) безопасности России.

С учетом изложенного, на основе становления казачьей экономики возможно создание модели динамичного развития аграрно-промышленного социально-ориентированного сектора народного хозяйства Российской Федерации.



Литература:

  1. А.Д. Беглов. Возрождение российского казачества: система управления и методы хозяйствования. М.: Финансы и статистика, 2011.


  1. В.Н. Иванова, С.А. Иванов. Импортозамещение продукции АПК: факторы конкурентоспособности. М.: Финансы и статистика, 2014.