Газета о ветеране Бодряшове В.Ф.


Опубликовано 07.09.2020 в 07:43

4 сентября газета "Видновские вести" напечатала большой материал о жизненном и боевом пути нашего товарища, активного участника Фонда "Правопорядок-Щит", ветерана боевых действий в Афганистане, кавалера двух орденов Красной Звезды, полковника Бодряшова Валерия Федоровича.

Бодряшов Валерий Федорович

 

 

«Каскад» мужества и отваги

 04.09.2020

 Целое десятилетие нашей истории (1979-1989 годы) связано с военными событиями в Афганистане. Для многих они так и остались непонятными. Но в судьбу сотен тысяч наших солдат и офицеров афганская война вошла навсегда, а тысячи семей получили оттуда страшный «Груз-200». С той войной связана деятельность  легендарной спецгруппы «Каскад», известной смелыми, дерзкими боевыми операциями в борьбе с бандформированиями. Минувшим летом «Каскад» отметил 40-летие. В его составе служил и наш земляк, ветеран войны в Афганистане, кавалер двух орденов Красной Звезды, полковник Валерий Бодряшов. Сегодня он стал нашим собеседником.

— Валерий Федорович, когда и как был создан «Каскад»?

— Следует прежде всего вспомнить историческую и внешнеполитическую обстановку того времени. У Советского Союза были давние дружественные отношения с Афганистаном, с тех пор, как эта страна первой признала Октябрьскую революцию. Взаимная торговля способствовала экономическому развитию обоих государств, особенно афганцы ценили масштабную помощь СССР в строительстве социальных и инженерных объектов. Их было построено около шестисот: школы, больницы, предприятия — что было очень важно для Афганистана, где преобладал феодальный уровень развития. Чего только стоил перевал Саланг, где наши метростроевцы прорубили многокилометровый тоннель в скалах на высоте почти 3 300 метров.

В результате государственного переворота в 1978 году Афганистан стал республикой, но последующие преобразования в стране были проведены неумело и неграмотно. В стране обострились противостояния, началась гражданская война. Руководители Народно-демократической партии Афганистана многократно обращались с просьбой оказать помощь в борьбе с реакционными силами к советскому правительству, которое было обеспокоено безопасностью наших границ с этой страной. В конце декабря 1979 года министр обороны подписал директиву о вводе советских войск в Афганистан. Уничтожение бандформирований нельзя было назвать войной, скорее, это было противодействие партизанскому движению. Здесь впервые мы набирались опыта борьбы с терроризмом.

История «Каскада» началась в июле 1980 года с постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании отряда особого назначения для работы в Афганистане. В приказе председателя КГБ СССР были прописаны все вопросы, связанные с деятельностью этого отряда. Тогда же он получил свое название «Каскад». Главными его функциями стали разведка в тылу противника, борьба с бандитским подпольем и контрреволюцией. Уже 14 августа 1980 года началась переброска «каскадеров» в Афганистан. Первыми улетели 130 человек, это были офицеры внешней разведки КГБ СССР, выпускники курсов усовершенствования офицерского состава, а также сотрудники КГБ разных союзных республик. Всего в Афганистане, сменяя друг друга, работало четыре состава спецназа «Каскад». Я был в третьем составе, который действовал с июля 1981-го по март 1982 года. Очень хорошо помню, как с подмосковного аэродрома поднялся наш ИЛ-76 и взял курс на Кабул.

— Значит, к тому времени вы уже были офицером госбезопасности?

— Когда я окончил с серебряной медалью школу Памяти  В.И.Ленина в Горках, где и родился, поступил в Московский автомеханический институт и получил специальность инженера. Успел поработать в группе специалистов ВНИИ шинной промышленности, которая решала задачу по обеспечению автомобильными покрышками строящегося тогда автогиганта в Тольятти. Потом мне предложили перейти на работу в органы государственной безопасности, направили в Белоруссию на  «минские курсы», по окончании которых слушатели становились офицерами КГБ СССР. С 1975 года я стал служить в должности оперуполномоченного в г. Видное. Работа состояла в обеспечении безопасности и жизнедеятельности объектов. На одном из них удалось выявить и разоблачить иностранного агента. Указом Президиума Верховного Совета СССР я был награжден орденом Красной Звезды, а члены оперативной группы, принимавшие участие в разоблачении предателя, отмечены правительственными наградами. В 1980 году, как и многие сотрудники Московского управления, я подал рапорт о том, что готов к выполнению задания правительства в Афганистане, чтобы выполнить свой воинский долг. Скажу честно, не было в этом ни пафоса, ни фальши. С таким же чувством долга молодежь осваивала целину, где я трудился по комсомольской путевке в студенческие годы… Наше поколение было воспитано на патриотических песнях: «Раньше думай о Родине, а потом о себе».

— Как принял вас Кабул?

— Афганистан — это совсем другой мир, другая цивилизация. Восточная столица поражала уникальными архитектурными постройками и удручающей бедностью глинобитных домов-мазанок, яркими базарами, где можно было купить всё, вплоть до современной электроники, и нищетой безграмотного населения. На фоне этих контрастов разворачивались военные действия, которые с каждым днем становились все более ожесточенными и коварными. Но у прибывшего отряда «Каскад», разбившегося на команды, была своя задача: оказывать помощь в создании органов безопасности на местах, проводить агентурно-оперативную работу, специальные мероприятия против бандформирований и отдельных агрессивных элементов.

Меня назначили командиром оперативно-боевой группы в г. Файзабад провинции Бадахшан. Наше подразделение называлось по документам батальоном, но состоял он всего из трех офицеров и тринадцати солдат. Запредельная жара, постоянный дефицит воды и электроэнергии — два часа в сутки. Из еды — пять банок тушенки в неделю на всех. Правда, в крупе, макаронах и бычках в томате недостатка не было. Мы потом приноровились менять на рынке  консервы на свежую баранину.

Полк, к которому было приписано наше подразделение, находился в пятнадцати километрах от Файзабада, места нашей дислокации. Безопасность города обеспечивала афганская милиция. Как правило, днем было тихо, но с наступлением сумерек с гор спускались бандиты и пытались штурмовать город. Напротив тех мест, откуда приходили бандиты, стоял наш армейский взвод, где была зенитка, минометы. Как только начинался обстрел, отвечали душманам прицельным огнем. В моем подразделении было два БТР и две машины ГАЗ-66. Раз в неделю ездили в полк за продуктами. Отчеты руководству «Каскада» о работе своего «батальона» делал ежемесячно, для чего летал на армейском вертолете в г.Кундуз.

Вспоминаю первую нашу боевую операцию. Нам удалось узнать у одного афганца о складе оружия в горах. Я связался с вертолетным полком, передал информацию. Там подготовили несколько машин, подцепили бомбы, на один из вертолетов посадили и того афганца. Хоть и с трудом, но он узнал сверху место схрона в горах. Операция была успешной. При проведении таких боевых операций должно было соблюдаться строгое правило: в целях безопасности местного населения не подвергать обстрелу территорию, если на расстоянии ближе чем 300 метров находились кишлаки.

 Однажды надо было отправляться с отчетом в Кундуз. Вертолеты ходили только парами — поодиночке никогда не летали. Мы выбирали, в какой из вертолетов сесть. В конце концов, выбрали второй и подошли к нему. Но тут из первого позвали нас к себе. Туда и сели. Вертолеты поднялись в воздух и полетели. Вторая машина, не долетев до места посадки, рухнула на землю. После думали, что это: случайность или судьба?

Все мои боевые товарищи по «Каскаду» остались в живых. Но ради друзей там жизни не жалели, как Виталий Белюженко, с которым мы работали в Московском управлении КГБ СССР. Прикрывая отход товарищей, он оказался в окружении душманов, с простреленной ногой один отбивался от большой группы бандитов. Патроны в автомате кончились, остались пистолет и две гранаты. Оставив себе последний патрон, он готов был уже выстрелить, как вдруг услышал рядом голос друга. Своим огнем против банды душманов он дал возможность ребятам выбраться из засады. Подвиг Виталия Белюженко отмечен Звездой Героя Советского Союза.

Там, в Афгане, в боевой обстановке проходили суровую школу жизни, дороже которой нет, школу мужской бескорыстной дружбы. По возвращении на Родину мне был вручен второй орден Красной Звезды. Как было сказано в приказе, «За заслуги в период выполнения интернационального долга в республике Афганистан…»

— Юбилей «Каскада» отметили в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Как вы оцениваете такое совпадение?

— Уверен, героический подвиг наших отцов и дедов, тех, кто победил фашизм, поднимал целину, строил электростанции и заводы, штурмовал космос, находит свое продолжение в сознании новых поколений.  Брали с них пример и мы, отдавая интернациональный долг и защищая честь своей Родины. Таким примером для меня всегда была мама, Людмила Фёдоровна Бодряшова. После медицинского института она с начала войны прошла боевой путь в составе Западного, Белорусского, Прибалтийского фронтов и закончила его в Кёнигсберге. Военврач третьего ранга Бодряшова служила в хирургическом отделении эвакогоспиталя № 290. Врачи стояли сутками за операционным столом. Изо дня в день она принимала и обрабатывала до 90 раненых в смену. Только в боях за Восточную Пруссию обслужила более 3 800 раненых. Закончила войну, имея орден Красной Звезды, медали «За оборону Москвы», «За победу над Германией».

Ее трудовой путь этим не закончился. Мама была назначена заведующей амбулаторией в поселок Горки Ленинские, где проработала много лет участковым врачом. Она вела прием больных и ходила на вызовы, следила за соблюдением условий труда в коллективах и проверяла организацию общественного питания — успевала везде, оставаясь всегда заботливой и внимательной. Старожилы и сейчас с большим уважением и благодарностью вспоминают своего участкового врача Людмилу Фёдоровну Бодряшову.

Совсем недавно мне удалось разыскать наградной лист моей матери, обнаружил интересный факт. Наградной лист, подписанный начальником эвакогоспиталя № 290, предусматривал вручение ей ордена Отечественной войны второй степени. Но сверху от руки написано: «К награде орденом Красной Звезды». Выходит, вышестоящее руководство не формально подошло к оценке труда на фронте военврача Бодряшовой. Орден Красной Звезды моя мама и получила. Я рад, что к ее боевой награде прибавились два моих ордена Красной Звезды.

— Валерий Фёдорович, что давало вам силы выстоять во время службы в Афганистане - вдали от дома, в трудных климатических условиях?

— Может быть, прозвучит высокопарно, — сознание своего долга. Мы представляли великую страну и понимали высокую ответственность своей службы. Для нас это был фронт, а на фронте свои правила жизни. Конечно, помогала физическая подготовка. Спортом я занимался с детства. Тогда мальчишками все летние дни мы проводили на реке Пахре. Плавали, ныряли, играли на воде — и это закаляло не только здоровье, но и характер. Еще в школе увлекся баскетболом. Наша школьная команда была достойным соперником на всех соревнованиях. В 1962 году на первенстве РСФСР в г. Горький мы заняли первое место, команда стала чемпионом России, а два года спустя на первенстве СССР мы заняли почетное четвертое место. У меня первый спортивный разряд по баскетболу.

В свои зрелые годы довольно серьезно увлекся хоккеем, играл в ветеранской хоккейной команде общества «Динамо». И даже вошел в состав ветеранской команды России, где моими партнерами стали такие именитые спортсмены, как двукратный олимпийский чемпион Александр Якушев, трехкратный олимпийский чемпион Виктор Кузькин, знаменитые хоккеисты братья Владимир и Александр Голиковы. В составе ветеранской команды я участвовал в соревнованиях, которые проходили в Швейцарии, Финляндии, Швеции, и, как правило, мы везде побеждали своих соперников. А в Дубаи нам удалось трижды выиграть у канадцев. Соревнования проходили  2000–х годах, но нам выдали форму с советской символикой, что свидетельствовало о больших заслугах спортсменов эпохи СССР. Помнят ветеранскую команду «Динамо» и любители хоккея города Видное. В мае 2013 года и в сентябре 2014 года в Ледовом дворце «Арктика» состоялись товарищеские матчи между видновской хоккейной командой «Металлург» и командой ветеранов «Динамо». Как говорится в таких случаях, победила дружба.

— Вы часто встречаетесь с молодежью. Чему посвящены ваши беседы?

— Патриотическому воспитанию молодежи уделяют внимание все общественные ветеранские организации. Мне довелось несколько лет возглавлять Ленинское районное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». Сейчас вхожу в состав президиума Совета ветеранов Ленинского городского округа и являюсь участником Фонда «Правопорядок-щит». Этот фонд представляет собой общественное объединение ветеранов вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб. Как раньше, так и сейчас посещаю молодежные организации, школы. Люблю разговаривать с подростками, которые могут задать любой вопрос. Потому тщательно готовлюсь к таким встречам, недавно даже прочитал Евангелие. Радует то, что у молодых есть живой интерес к истории Великой Отечественной войны, они хотят больше узнать о локальных войнах. Особенно запомнилась встреча, которая состоялась недавно в Московском пограничном институте ФСБ России с участием пятидесяти офицеров-курсантов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Уроки мужества онлайн сделали аудиторию еще шире: вместе с подростками мой рассказ слушают и их родители, которые оставляют добрые, благодарные отзывы. 

Хороший прием патриотического воспитания используют в фонде «Правопорядок-щит», там был объявлен конкурс среди школьников на лучшее сочинение «Равнение на Героя». Итоги конкурса подводили в зале, где присутствовали настоящие боевые Герои, с которыми дети могли общаться, разговаривать. Такие встречи пробуждают лучшие чувства и надолго остаются в памяти.

За десять лет военных действий в Афганистане погибли 15 тысяч наших бойцов. Под давлением международной общественности мы в 1989 году вывели оттуда свои войска. Сейчас из Афганистана в Россию ежегодно поставляется до семидесяти тонн наркотиков, от которых каждый год погибает более 100 тысяч наших граждан. И это в основном молодежь. Пятнадцать тысяч погибших на десять лет отодвинули от нашей страны этот смертоносный конвейер.

За подвиг в Афганистане 86 советских военнослужащих были удостоены звания Героя Советского Союза. Знает ли молодежь их имена? Может быть, следует провести в нашем округе среди школьников сочинение на тему «Наши воины - Герои Афгана», а в День воина-интернационалиста ветераны-«афганцы» вручат призы победителям?.. Это и будет одним из элементов патриотического воспитания. Молодежь и школьники должны чаще встречаться с ветеранами. Вспоминая о войне, они больше всего хотят мира, чтобы наши дети могли сказать словами поэта и музыканта Олега Митяева:

Я не видел войну,

Я смотрел только фильм,

Но я сделаю все непременно,

Чтобы весь этот мир оставался таким

И не звался потом довоенным.

— Как вы через сорок лет вспоминаете свой «Каскад»?

— Когда встречаемся с друзьями-афганцами, разговорам нет конца. По большому счету всех, кто служил за пределами России, объединяет то, что мы выполняли интернациональный долг. У каждого из нас «свой» Афган, свои воспоминания. Иногда выражаю их с помощью красок и кисти. Я немного рисую со школьных времен, когда ходил в кружок. До сих пор люблю делать пейзажи, среди которых есть и виды афганской природы. Хотелось бы, чтобы ни один пейзаж на земле не испортили взрывы войны, чтобы наша планета оставалась всегда мирной и красивой.

Записала Евгения СОРОКИНА

Адрес статьи: https://vesti-vidnoe.ru/news/aktualno/kaskad-muzhestva-i-otvagi/


Поиск