9 июня 2021 года
В условиях глобальной цифровизации, как одного из основных показателей технического прогресса, юное поколение увлеченно и безоглядно погружается в виртуальное пространство, и риск его восприятия детьми как параллельной реальности приобретает угрожающий масштаб. Преимущественно, это касается детей подросткового и юношеского возраста. В интернете дети ищут для себя ответы на волнующие их вопросы, и в итоге именно интернет превращается в арену формирования мировоззрения. Медиа среда используется агрессивной пропагандой для дезориентации и, в конечном итоге, идеологического порабощения населения России. В условиях открытого цифрового информационного пространства дети оказываются абсолютно уязвимыми перед многочисленными вредоносными сайтами. Медицине и правоохранительным органам известны многочисленные клинические последствия наркотического воздействия некоторых интернет сайтов на неокрепшее детское сознание, приводящие даже к трагическому исходу. Формирование интернет-зависимости у подростков способствует уходу в виртуальную реальность и в еще большей степени нарушает (задерживает) развитие личности. В московском мегаполисе - центре информационных потоков, где, по официальной статистике, обучается свыше 2,5 млн.чел., эта проблема особо актуальна.
Корнями проблема уходит в 90-е годы прошлого столетия, когда произошел резкий слом многолетних устоев, отказ от традиционной системы ценностей. Фактически, становление молодежи происходило в условиях ценностной аномии и перестройки практически всех значимых с точки зрения процесса социализации институтов. Воспитательная функция из системы образования была устранена, а семьи поставлены перед необходимостью зарабатывать деньги в условиях так называемого «дикого рынка». Началось массовое увлечение западными субкультурами и западным образом жизни. К началу ХХI века в России воплотились в жизнь неолиберальные каноны, предполагающие, в частности, отсутствие собственной финансовой системы, либерализацию внешней торговли, отказ от государственного регулирования экономики и т. д. Конституционный запрет на общую для страны идеологию и цензуру существенно затруднил процесс становления молодых людей в русле традиционных позитивных ценностей. Активно началась коммерциализация системы образования, а присоединение России к Болонскому процессу в 2003 году повлекло за собой качественные изменения в сфере образования. (Реформы системы образования, проводимые в постсоветской России в рамках «болонского процесса», в своей концептуальной основе направлены на то, чтобы построить в РФ систему образования, аналогичную системам образования стран Запада). И даже несмотря на то, что второе десятилетие текущего века ознаменовалось яркими внешнеполитическими событиями, в связи с которыми произошли заметные изменения в риторике политических элит, в которой все чаще слышится апелляция к патриотизму, национальному самосознанию, единению, к сожалению, приходится констатировать, что сознание российской молодежи пока по-прежнему формируется в западноцентричной парадигме. Еще в 2016 году в результате проведенного группой экспертов исследования приоритетов, принципов и ценностей современной российской молодежи было установлено, что для сегодняшнего молодого поколения характерны отсутствие мотивации к интеллектуальному и культурному развитию и утрата жизненных ценностей и моральных норм. Российское общество на протяжении долгого времени испытывает духовно-нравственный упадок: у государственного аппарата нет официальной идеологии, а у общества - духовных и нравственных идеалов. Мир современной молодежи отличается прагматизмом, озабоченностью материальными проблемами. Из жизненных ориентиров молодых людей пропал образ передовика производства, честного труженика, вообще всякого трудящегося человека. Быть инженером, рабочим, техником стало не престижным. Произошло замещение «героев труда» «идолами потребления» (всевозможные поп-звезды, шоумены, астрологи, сексологи и т. п.). Неблагоприятным фактором в структуре ценностей у современной молодежи является отсутствие четкой связи между деньгами и работой. Одни наживают быстрые огромные деньги путем различных манипуляций и авантюр, а другие, корпя (иногда даже на двух-трех работах) получают неадекватно мизерную зарплату. Молодежь и подростки это отлично усваивают. По результатам исследования делается вывод: в течение последнего двадцатилетия события, происходящие в нашей стране, становятся причиной демотивации львиной доли современной молодежи и способствуют утрате жизненных ценностей и моральных норм. Такие ценности как уважение к культуре и истории своей страны, коллективизм, любовь к Родине не входят в число приоритетных в сознании современной молодежи. Ценностный кризис очевиден. Одна из ключевых его причин заключается в том, что общенациональная идеология, задающая ориентиры развития государства, общества и личности, не закреплена на государственном уровне, более того, конституционно запрещена. Вместо этого провозглашено идеологическое многообразие. Для того чтобы воспитать юного гражданина, в первую очередь нужно привить ему духовность. Постлиберальная идеология должна корреспондировать с традиционным ценностным пакетом россиян, чего на данный момент не происходит.
Настоятельной необходимостью на сегодняшний день является комплектование системы духовно-нравственного воспитания и социализации молодых людей. Необходимо формировать такие ценностные ориентации личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов, активность жизненной позиции.
Действенным средством противостояния вышеописанной тревожной тенденции в борьбе за победу нравственных устоев в умах наших детей может успешно служить здоровый консерватизм традиционных человеческих отношений. Несмотря на многостороннюю деятельность педагогического сообщества по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, сохраняет остроту проблема дефицита живого общения молодежи с людьми, жизнь и поступки которых могут служить примером для подражания, на которых хотелось бы равняться, которые в представлении детей воплощают образ реального героя, как эталона чести и достоинства, любви к Родине, силы духа, воли и характера, мнение которых было бы для них авторитетным. Многолетняя практика Фонда «Правопорядок-Щит» по проведению Героями Советского Союза, Героями Российской Федерации, кавалерами боевых и трудовых наград уроков мужества показывает, что содержание беседы наиболее ярко воспринимается детской психикой и надолго закрепляется в памяти, когда сопрягается со зрительными образами и овеществленными свидетельствами событий, послуживших темой встречи.
Сложившуюся традицию развивает проект «Встреча с легендой», который с точки зрения целеполагания – патриотическое воспитание молодежи - является логическим продолжением проекта «Равнение на Героя». Оба проекта являются победителями конкурса социально значимых проектов Фонда президентских грантов и реализуются при его финансовой поддержке. В рамках этих проектов, начиная с июля 2020 года, проведено 23 встречи ветеранов военной и специальной службы с учащимися образовательных учреждений Москвы в виде Уроков мужества. В том числе с учетом эпидемиологических ограничений 15 -дистанционно в он-лайн формате. Каждой встрече в целях просветительской подготовки аудитории предшествовало направление по месту ее проведения информационных справок, рассказывающих о госте, событиях, в которых ему пришлось участвовать, об исторической или памятной дате, которой посвящена тема встречи. Всего было составлено 57 информационных материалов. Численность молодежной аудитории на этих встречах превысила 1000 человек.
Издан фотопортретный альбом Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации – сотрудников разведывательных подразделений НКВД-НКГБ – участников ВОВ. Фотоальбом использован для вручения ветеранам внешней разведки, 1-го юношеского турнира по хоккею, посвященного 29-й годовщине учреждения звания «Герой Российской Федерации» и распространения среди музейных о образовательных организаций Москвы.
4 апреля на ледовой арене в Сергиевом Посаде прошел юношеский хоккейный турнир, посвященный 29-й годовщине учреждения звания «Герой Российской Федерации». В турнире участвовали 8 команд из Москвы и области, Санкт-Петербурга, Калининграда, Новочебоксарска. Победителем турнира стала команда из Новочебоксарска. Победителей и участников юношеского турнира по хоккею награждали ветераны боевых действий, участники Фонда: Сергей Шаврин, Герой России, ветеран группы спецназа «Вымпел», и Валерий Бодряшов, дважды кавалер ордена Красной звезды, ветеран войны в Афганистане, руководитель группы спецназа «Каскад».
На основе предоставленных Залом истории внешней разведки материалов была создана и впервые в открытом доступе демонстрировалась постоянно действующая передвижная фотовыставка, рассказывающая о судьбах и делах героев незримого фронта, информация о многих из которых ранее была закрыта, проводимых ими уникальных операциях. Разделенная в интересах расширения охвата целевой аудитории на тематические фрагменты выставка экспонировалась на 6 образовательных объектах и музеях; с ней ознакомилось свыше 2000 человек. Демонстрационный период в каждом учебном заведении сопровождается видеолекцией, комментирующей представленный материал, и завершается он-лайн встречей или живым общением учащихся с представителем Фонда – специалистом по истории разведки. Заинтересованность в размещении выставки на объектах сосредоточения молодежи неуклонно растет. Фонд учитывает это обстоятельство в дальнейших планах своей работы.
Записаны и предложены в открытом доступе 7 концертов исполнителей авторской песни, ветеранов вооруженных сил, Калинкиным М.М., Корнеева В.Д., Авраменко С.В.
11 апреля Фонд «Правопорядок-Щит» в рамках соглашения с ветеранской организацией Ленинского округа Московской области принял участие в проведении соревнований по дзюдо в память сотрудников МВД, погибших при исполнении служебных обязанностей.
22 апреля в Московском гуманитарно-экономическом университете Фонд «Правопорядок-Щит» провел мероприятие «Герои Отечества: история и современность». Оно было приурочено к годовщине учреждения почётного звания Герой Советского Союза – высшей степени отличия в СССР за заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига. В гости к студентам пришли участники Фонда: Горовой Владимир Ильич - Герой Советского Союза, ветеран внешней разведки. Гущин Сергей Николаевич - Герой Советского Союза. Райлян Александр Максимович - Герой Советского Союза. Богодухов Владимир Иванович - Герой Российской Федерации, Сивко Вячеслав Владимирович - Герой Российской Федерации. Шаврин Сергей Иванович - Герой Российской Федерации. Каждый из приглашенных Героев выступил перед студентами, которые имели уникальную возможность напрямую пообщаться с этими выдающимися патриотами нашей Родины, задать им свои вопросы. Торжественное мероприятие прошло очень ярко, эмоционально. В атмосфере искренней любви и душевного тепла к Героям Отечества. Звучали патриотические песни приглашенных артистов.
В заключение хочу выразить уверенность, что реализация данного проекта послужит повышению уровня исторической грамотности, расширению и углублению знаний молодежи об отечественной и мировой истории дополнительным подспорьем для педагогов в образовательном процессе, разоблачению попыток искажения и фальсификации истории, освоению молодым поколением начальных навыков и умений критического восприятия информации и искаженного толкования фактов истории, развитию чувства гордости за героическую историю страны, благодарности ветеранам, отстоявшим свободу и независимость Родины, усилит психологическую сопротивляемость молодых москвичей попыткам манипулирования их сознанием. Ожидается, что мероприятия проекта снизят риск подверженности молодых людей пагубному влиянию вредоносного контента в интернете, станут предметом обсуждения в семьях и вызовут заинтересованную реакцию родительской общественности, будут способствовать сплоченности столичного социума на идеологической основе любви к Родине.